?

Log in

No account? Create an account

daobao in bestsellers

Электронные книги

Для начала немного статистики и прогнозов: 
95 % покупок электронных книг приходится на Северную Америку и Западную Европу.
Американский рынок электронных книг в 2007 году оценивался в 4,2 миллиарда долларов.
Аналитики предсказывают, что в будущем году в Европе будет продано электронных книг на сумму 2,76 миллиарда долларов.
В 2010 году объем продаж электронных книг в мире должен достичь 9,5 миллиарда долларов.

Происходит примерно то же самое, что в 1910-е годы происходило с рынком автомобилей. Скептики говорили, что НИКОГДА шумной, вонючей, постоянно ломающейся машине не заменить лихую тройку. Однако прошло несколько десятилетий и лошади на дороге стали экзотикой. Теперь дети показывают на них пальцем: «Мама, смотри, смотри — конь! Настоящий!»

Так что шансы на то, что электронные книги вытеснят бумажные, весьма велики. «Настоящие» библиотеки станут предметом роскоши — точно так же, как скаковые лошади или парусные яхты.

Сегодня электронные книги можно читать с компьютера, со специального устройства, с органайзера-наладонника, и с сотового телефона с большим экраном. 

 

Выглядит электронная книга так:
- в виде обычного текста,
- в виде скана с бумажной версии,
- в виде отдельно сформатированной картинки на экране. По центру текст, сбоку содержание, строка поиска и кнопочки «предыдущая страница», «следующая страница». Можно щелкнуть на знак сноски и тут же посмотреть, о чем идет речь. В некоторых случаях в текст вмонтированы картинки, звуковое сопровождение и даже видео.

На одной чаше весов — технические сложности и привычка, на другой — дешевизна, скорость доставки и экономия природных ресурсов.

ИСТОРИЯ

А начиналось все так:

Первыми электронными книгами были узкоспециализированные технические справочники и пособия — информация нужная, но далеко не всем, так что выпускать обычную книгу не имело смысла.

Затем к делу подключились графоманы: издатели отказывались печатать их нетленку, а славы все равно хотелось. Так появились электронные библиотеки. Вскоре выяснилось, что графоманов не читают даже бесплатно, а вот спрос на давно умерших классиков весьма велик. В России, Китае и других странах, не заморачивающихся авторским правом, в Сеть выкладывали и популярных современников. До некоторых пор авторам не было до этого дела — несколько сотен читателей никак не влияли на ход продаж. Но когда интернет-грамотность в крупных городах стала почти поголовной, у пиратов появились проблемы — писатели стали требовать денег за размещение своих книг.

Основная проблема заключалась в том, что электронную книгу можно было скопировать. Кроме того, рынок был ограничен — многие читатели и рады были бы купить книжную новинку в электронном формате, но читать с монитора — удовольствие не для каждого.

ПУБЛИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ

Автор может либо опубликовать свое произведение на собственном сайте, либо воспользоваться услугами издательства. В первом случае ему придется самостоятельно решать вопрос о превращении текста в электронную книгу: покупать соответствующую программу или нанимать программиста, который все за него сделает. То же самое касается налаживания механизма оплаты.

Альтернатива — договориться с электронным издательством, который оформляет книгу (за свой счет или за счет автора), продает ее и поддерживает отношения с покупателями. Прибыль делится между издателем и писателем. Сделка оформляется договором.

На первый взгляд, условия у электронных издательств намного выгоднее, чем у «бумажных»: первые предлагают 40-50 % от цены книги, вторые — 4-15% от оптовой цены. Проблема заключается в том, что а) цена электронной книги гораздо ниже: инода речь идет о 10-20 руб., б) автор получает гонорар только в случае реальных продаж. Издательства бумажных книг берут на себя риски и выплачивают автору аванс вне зависимости от того, продастся книга или нет. В Сети этот принцип не работает: есть продажи — будут деньги, нет — извините.

Теоретически автору должно помогать то, что в крупных электронных издательствах налажена система рассылок и дистрибьютерства. То есть, подписчики на рассылку постоянно получают анонсы новых книг. Так можно продавать всевозможные пособия и учебники. Например, увидел человек анонс «78 способов выращивания кактусов» — а у него как раз проблема с этим. Пошел на сайт — купил. А как завлечь читателя анонсом: Пупкин В.В. «Опаленная злом» — фантастический роман? Даже если аннотация будет удачной, это не гарантирует продаж. В Сети полно бесплатных фантастических романов, и если читатели никогда не слышали о Пупкине, шанс на успешные продажи равны почти нулю. Люди даже не пойдут на сайт, чтобы прочитать бесплатную первую главу.

Нон-фикшен покупают потому, что в книге содержится полезная информация. Поэтому человек может соблазниться на обещание пользы. Художественную литературу покупают для того, чтобы получить удовольствие — и читатель хочет гарантий, что он это удовольствие получит.

Единственный способ продажи нераскрученных художественных электронных книг — это рекомендации других людей. Чтобы заинтересовать потенциальных рецензентов, у многих электронных издательств есть партнерские программы. Человек пишет рецензию, размещает на своем ресурсе ссылку и если кто-то идет по ней и покупает книгу, рецензент получает процент с продаж. Но так как речь все равно идет о копейках, массовые продажи могут сделать только те, у кого есть популярные сайты или блоги.

ЧТО В РОССИИ

Поначалу электронные книги в России продавались исключительно на базарах. Хмурые юноши в болоньевых куртках предлагали всем желающим диски с надписями «1000 анекдотов про Штирлица», «Все соченения Стивена Кинга» и т.п. Потом к делу подключились респектабельные издательства — с надлежайшим оформлением прав на публикацию. Казалось бы у этого бизнеса не должно быть шансов — диск стоит гораздо дороже, чем электронная книга, скаченная он-лайн; за ним надо куда-то ехать или ждать доставки по почте... Ан нет. Российский покупатель привык ценить не информацию, а вещь. Скачать в Сети — это купить непонятно что. А диск — это уже что-то материалоное, его можно на полочку поставить.

Кроме того, многих смущает плата «за воздух» — если автор получает только 50 % от цены книги, то за что платить сайту? И никто не учитывает, что программу конвертации текста в электронную книгу надо покупать. А качественная программа стоит довольно дорого. Денег стоит и хостинг, и поддержка сайта, и обновления, и написание анонсов — и просто концентрация произведений на одном ресурсе: авторов надо искать, заманивать, заключать с ними договоры. То есть речь идет о полноценной издательской работе.

Еще одна причина, почему российские читатели пока не готовы покупать электронные книги — несовершенство финансовой системы. На Западе все покупки осуществляются на карточку: вбил номер карты — и готово. В России приходится вводить-выводить средства с различных электронных систем, при этом каждый посредник берет процент. В результате у человека возникает ощущение, что его нагло обворовывают.

И все же попытки создать процветающее электронное издательство продолжаются. В Сети полно брошенных сайтов — издатели надеялись, что люди кинутся покупать многотомные энциклопедии по цене газеты, но что-то не срабатывало. Продержаться в течение более-менее долгого периода удалось следующим компаниям:

ЭЛЕКТРОБУК.РУ
специализируется на самоучителях, практических пособиях и сборниках советов. Издательство обеспечивает изготовление, размещение, продвижение и продажу книги и берет за это от 50 до 60 % (если автор может сам переформатировать текст в качественную электронную книгу, то его доля в прибыли увеличивается). Расчеты ведутся через WebMoney. Реклама — объявления на специализированных порталах и анонс в рассылке, которую получает 150 тысяч человек. Кроме того, у фирмы есть разветвленная сеть диллеров, которые получают процент за каждую проданную книгу. Они же рекламируют ее у себя на сайтах.

Электронная книга «Электробук.Ру» представляет собой файл в формате exe. Чтобы его открыть, нужно ввести специальный код, который высылается на имейл покупателю после оплаты. Читать купленную книгу можно только с одного компьютера. Большинство книг также нельзя распечатать и скопировать в буфер обмена.

«Электробук.Ру» работает только с текстами, которые ранее не были выложены в Интернет. Кроме того, автор должен прислать скан
доказательства авторства. Если речь идет о медицинской, экономической или юридической тематике, надо показать диплом о наличии профильного образования. Издатель выставляет на продажу не все подряд, а только те тексты, которые кажутся ему перспективными.

Подготовка книги к публикации занимает от 2 часов до 9 дней. Цена определяется совместно издателем и автором (в среднем она составляет 90-190 руб). Книга появляется на сайте после того, как издатель получает подписанный автором договор.

ИД «РАВНОВЕСИЕ» на своем сайте продает электронные книги по праву, бизнесу, медицине, образованию, хобби. С художественной литературой (фантастика и романы) — пока не густо: на продажу выставлено только 2 книги.

«Равновесие» разработало для электронных книг собственную программную оболочку — и читателю для начала надо разобраться, как она работает. Оплатив покупку, он имеет право скачать дистрибутив три раза — без разницы, с какого компьютера.

Если автор желает издать свою электронную книгу в «Равновесии», ему надо заполнить анкету, а потом самостоятельно подготовить текст к публикации (инструкции будут даны). Все остальное делает издатель. Автор может поручить подготовку издателю и просто выслать ему книгу в Word. Стоимость услуги — 1000 руб.

Согласовывается цена (худ-лит — 70-80 руб., нон-фикшен — до 120 руб.), подписывается договор и книга выставляется на сайт. Автор получает 50 % и доступ к трем бесплатным скачиваниям.

ПУБЛИКАНТ тоже имеет программу для создания электронных книг. Это издательство не отбирает книги и не рекламирует их — оно лишь предоставляет авторам возможность продать свое творение в Сети (преобразование текста, защита от несанкционированного копирования и продажа через WebMoney Transfer). За это взымается плата в размере 5,5 % от стоимости книги. Если книга продается в формате exeBook (формат выбирает сам автор), берутся дополнительные 5 %. Цену назначает сам автор. Если речь идет о exeBook, то он также самостоятельно определяет и количество компьютеров, на которых может быть открыт полный текст.

ЛИТРЕС — принадлежит той же компании, что и FictionBook.lib, Альдебаран, Litportal, Bookz.ru и Фэнзин. Решив, что российские читатели все равно не готовы платить за электронные книги, «Литрес» пошел другим путем: начал продавать рекламные площади. В центре книжной страницы появляется рекламный баннер, от которого не так просто избавиться. Автор получает деньги за каждый клик на его произведение.

Если читателю надоела реклама, он может выкупить право чтения без выпрыгивающих баннеров и в удобном для него формате. Средняя стоимость электронной книги на www.litres.ru составляет 11 руб. 06 коп. Хитовые книги стоят около 30 руб.

Если человек покупает книгу с «Литрес», он может скачивать ее с любого компьютера, но не более 19 раз в год.

Издатель и автор подписывают договор, в котором оговариваются все условия. Стандартный договор предусматривает "продажу электронных текстов" по минимальной цене 0,90 руб. за авторский лист. Правообладателю начисляется от 20 до 33% от продажной стоимости. Если книга будет продана дороже, чем по 0,90 руб. за авторский лист, правообладатель получает долю от фактической продажной стоимости. Правообладателю также начисляется 30 руб. за 1000 показов страниц его произведения.

ЧТО НА ЗАПАДЕ

Англоязычные электронные книги покупают те, кому лень идти в книжный или те, кто живет в сельской местности. Или те, кто живет в стране, где нет англоязычных книг. Много покупателей среди студентов и бизнесменов, которым гораздо проще работать с текстом, оснащенным системой поиска и ссылок. Исследователям удобно то, что им не приходится таскать за собой многие тома. Зеленых радует возможность сохранить деревья.

Пионерами индустрии были основанные в середине 1990-х гг. фирмы
Boson Books
, Hard Shell Word FactoryиOnline Originals. Кстати, Online Originals стала первым электронным издательством, получившим на свои книги ревью в The Times и номинацию на Букеровскую премию.

В конце 1990-х на рынок электронных книг вышли почти все крупные издательства США и Великобритании. Одновременно шел и обратный процесс: наиболее успешные интернет-издатели начали выпускать работы своих топовых авторов на бумаге.

В настоящее время существует официальный рейтинг бестселлеров среди электронных книг, а также две ежегодные премии —
EPPIE и Dream Realm Award.

AMAZON — один из безусловных лидеров на рынке электронных книг. Им была создана не только особая программа для чтения, но и специальное устройство —
Kindle, которое работает только с текстами, распространяемыми через Амазон. Оно весит меньше, чем большинство книг в мягкой обложке. Цена за книгу — около 10 долларов, что, как минимум, на треть меньше обычной. К услугам читателей библиотека в 100 тысяч наименований, включая ведущие журналы, газеты и блоги, а также доступ к Википедии.

EBOOKS.COM
— ассортимент этого гиганта еще больше — 130 тысяч книг по самым различным отраслям знаний. Австралийская фирма eBooks была основана в 2000 году и начала торговлю всего с 50 наименований.

Самый востребованный жанр — книги по бизнесу. Большая часть продаж приходится на США, Великобританию, Евросоюз, Австралию, Канаду, ЮАР, Сингапур, Мексику, Индию.

Фирма работает только напрямую с издателями и только с теми книгами, которые уже вышли на бумаге. Если автор не передал издателю права на электроную публикацию произведения, ему придется это сделать, потому что на еВooks выходит точная копия бумажной книги — а права на оформление так и так принадлежат издательству.

Книги продаются в PDF формате и снабжены кодом доступа. В среднем, книга стоит $10.99.

По аналогичной схеме работает сайт
FICTIONWISE.COM, специализирующийся на продаже художественных произведений. На сегодняшний день в числе его подписчиков — 300 тысяч человек. Ежемесячно на сайте продается 40 тысяч экземпляров электронных романов.

EBOOKMALL.COM работает с любыми писателями — мэтрами и новичками. Автор платит $19.95 за размещение книги на сайте, а потом получает 50 % с продаж. Промоушен — дело самого автора.

КАКИЕ БЫВАЮТ ФОРМАТЫ И ПРОГРАММЫ

Когда появляется новая технология, всегда встает проблема единого формата: так на заре электрофикации чуть ли не каждая фирма разрабатывала собственную вилку и розетку. На заре электронного книгоиздания происходит то же самое — форматов множество.

txt — обычный текст. Никакой красоты, никакого удобства, никакой защищенности.

Microsoft Word (doc) — книга в обычном word-овском формате.

Adobe (pdf) — читается с помощью программы Abode Acrobat, которую можно скачать бесплатно. Хорошо видны картинки, текст можно распечатывать, если нет специального запрета. Подходят как для Macintosh так и для Windows и налодонников. Есть поиск, закладки. На Западе это почти стандарт для электронных книг.

Microsoft Reader
— совместим с Windows и многими наладонниками. Благодаря технологии ClearType (Четкий шрифт) буквы на экране проявляются точно так же как в печатной книге. Система закладок, поиск, изменение шрифтов, возможность делать пометки в тексте. Нельзя распечатать.

Mobipocket
— подходит практически ко всем устройствам для чтения. Совместим с Windows. Можно переворачивать страницу, нажав на экран. Управление шрифтами и цветом. Поиск по тексту.

Palm — подходит для чтения в операционной системе Palm. Совместим с Windows и Macintosh. Выбор шрифтов, закладки. Нельзя распечатать.

Gemstar
— подходит для чтения на устройствах Gemstar eBook RCA REB 1100 или the Rocket eBooks. Прелесть заключается в том, что эти устройства почти эдентичны по размеру бумажной книге, но при этом в них имеется встроенный словарь, возможность расставлять закладки, делать записи и подчеркивания. Шрифты, подсветка и прочие радости прилагаются. В этом формате можно читать и с компьютера через Windows. Но прежде надо скачать программу Rocket eBook reader. Нельзя распечатать.

hiebook
— работает на mp3-плеере. Можно одновременно слушать музыку и читать книгу. Там же органайзер, возможность рисовать картинки и набивать тексты. Нельзя распечатать.

HTML
— выглядит как страничка на сайте. Открывается почти на всем. Навигация — как на обычной интернет-странице. Можно распечатывать.

Instant eBook
— работает на платформе Windows. Содержание, регулирование шрифтов и т.п.

exe — сама по себе программа. Туда можно вставлять картинки, аудио- и видео-изображения. Дороже в изгоровлении. Могут много весить. Могут содержать вирусы.

DjVu — графический файл. Мало весит, хорошо подходит для хранения отсканированных книг. Книга в DjVu представляет из себя серию фотографий страниц.

FictionBook (fb2) позволяет конвертировать электронную книгу во многие другие форматы. Таким образом снимается проблема с подбором устройств для чтения.

Автор:
Эльвира Барякина
Источник:
http://avtoram.com/index.php?razdel=3&article=177
Зеркало: Сообщество "Книжный бизнес"

Comments