Categories:

Размышления о чтении, тексте и будущем

Что будет, если завтра исчезнет культура чтения?

Большая часть населения этого не заметит. Дети и подростки перейдут на онлайновое игровое обучение с помощью компьютеров и гаджетов. Большинству детей это будет в радость, ведь это будет больше игра, чем учеба. Небольшая часть взрослого поколения ещё какое-то время будут читать разные электронные тексты, электронные СМИ, блоги и форумы, слушать аудиотексты и смотреть видео, но потом ограничится аудиовизуальными социальными сетями, их коммуникациями и контентом.

И уже через двадцать лет новое поколение масс не способно будет работать с текстом, адекватно анализировать и транслировать самую простую информацию, коммуникативные связи будут не диалогичны, случайны и фрагментарны, наполнены эмоциями, будут носить реакционный характер. Затруднения будут при простых попытках соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную интерпретацию смысла. Будет преобладать догматичное и узкое мировоззрение, наивная вера, нетерпимость, жажда развлечений и зрелищ. Цифровая информация и технологии, виртуальный мир будут существовать под управлением и контролем властей.

Что мы теряем, есть ли смысл в культуре чтения?

Текст является квинтэссенцией знаковой культуры. В широком смысле, текстом является любое интерпретируемое нашей психикой информационное явление, запечатленное или переживаемое в любой форме.

Текст (лат. textus «ткань; сочетание») является не столько источником, сколько катализатором наших духовных процессов, своеобразным информационным провокатором, который инициирует интеллектуальную работу через такой диалог. Весьма важны качество и уровень этого взаимодействия, способность создавать целостный образ, адекватно определять коммуникативную систему знаков/сигналов, умение выстраивать систему приоритетов и отношений.

Обучение чтению начинается не с открытия первой страницы, но с рождения, т.к. текст являет собой не только читабельные буквы и слова, но всякие другие знаки, образы и символы, которыми человек обустраивает свою картину мира, обозначает ориентиры, создает систему координат и коммуникаций, основы для жизнедеятельности и самореализации.

Способность считывать/читать, переводить действительность в воспринимаемую и интерпретируемую систему, зависит не столько от самого текста, но от состояния, подготовки и развития нашей сущности (совокупности воли, организации психики, опыта, внимания). При этом образы и состояния, вызванные чтением активизируют и заряжают нашу сущность, помогают сопоставлять и идентифицировать сигналы, приобретать опыт, формировать ценностное суждение и смыслы, трансформировать потенциальное в переживаемое.

Вершиной развития текстовой культуры является поэзия, конструкция, которая содержит в себе слова (знаков, символов и кода) и музыку (частоту, ритм, тон/тембр).

Бумажные тексты хорошо горят, но ещё легче правятся или удаляются кнопкой Delete электронные. И если сегодня кто-то определяет, что тебе читать, то завтра некто определит, кого и как тебе любить. Сегодня текст/книга перестали быть ценностью, а костры или сияние синих экранов не в силах развеять мрак, и остановить наступление тёмных времён.

© 2012-2018

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.