?

Log in

No account? Create an account
Книги, редактирование, издательское дело, книжная торговля, книжное дело

aab75 in bestsellers

Константин Костюк «Книга в новой медийной среде»

купить и скачать книгу Константина Костюка Книга в новой медийной средеСимулякры угрожают человечеству. Отзыв о монографии Константина Костюка «Книга в новой медийной среде» начну с цитаты: «Мир второй половины XX в. оказался уже настолько наполнен тиражируемыми, искусственными образами, что диагноз был вынесен гораздо более критический: современная культура является фабрикой производства симулякров, т. е. знаков, за которыми не стоит реальности», – пишет автор и издатель Константин Костюк.

Информация, в том числе и книгой, передается знаками через определенную среду коммуникации – медиум. Традиционная печатная книга долгое время выступала медиумом передачи информации от автора к читателю. Жизнь каждой печатной книги протекала поэкземплярно в форм-факторе бумажного кодекса. Электронная книга обретает новые черты: её сложно зафиксировать (есть возможность быстрого изменения содержания, внесения дополнений и изменений); она глобальна (может появиться сразу на всех просторах Интернета); ей сложно придать форму и стандарт (есть несколько различных форматов представления электронной книги, но все они больше привязаны к устройствам чтения, а не к самой книге, поэтому электронная книга по-прежнему пока входит в рыночный оборот вначале через бумажный формат); электронную книгу сложно опредметить, защитить и превратить в товар без защиты интеллектуальной собственности; форм-фактор определяется не «страничностью», а «экранностью» (позволяет адаптировать текст для отображения практически на любом гаджете); гипертекст в электронной книге позволяет читать книгу не последовательно, а «параллельно»; электронная книга мультимедийна. Электронная книга рождается на стыке двух форм-факторов – книги и электронных медиа. Электронной книге еще предстоит завоевать свое место в конкуренции с электронными медиа.

Но вернемся к симулякрам. Электронные медиа становятся нашим основным коммуникативным медиумом. В последнее время обилие информации, скорость ее передачи, реакция на различные события и ее отражение в СМИ, настолько велики, что наш мир становится похожим на «большую деревню», в котором уже сложно различить «рядом» (например,в Москве) и «далеко» (например, в Сирии), в котором все становится одинаково «близко» (например, на Украине) за 15 минут одной новостной телепередачи. Существует опасность, что находясь во власти электронных медиа и используя сетевые коммуникации, человек начнет отождествлять свой реальный мир с миром виртуальным. Электронный медиум может влиять на наши скорости, наши понятия, наш образ жизни, наш язык, наши чувства и нашу социальность.

В этой быстроте перетекания информационных потоков современному человеку все труднее становится определять, что истинно, а что ложно. Мировосприятие становится тождественным восприятию информации. Наша культура отказывается от истины, на место которой приходит доверие к одному из конкурирующих источников информации. Не в этом ли кроется ключ к существующим в современном мире проблемам? Почему люди рискуют жизнью ради селфи? Вероятно, хотят привлечь внимание к себе в электронном медиуме – социальных сетях. Почему заядлые геймеры могут играть сутками напролет? Вероятно, потому что им интереснее жить в мире виртуальном, предоставляемом электронным медиумом. Почему в разных странах такие разные взгляды на одни и те же события вплоть до прямо противоположных? Вероятно, потому что люди получают разную информацию и из разных источников и по-разному верят(!) ей, не пытаясь проверить, сравнить факты и сопоставить различные точки зрения, узнать историю вопроса...

В таком непростом мире электронной книге нужно будет еще занять свое место под солнцем в ряду других электронных медиа. «Книга – это понятие, включающее в себя сразу произведение, текст, издание, объединяющим началом которых исторически выступал носитель: бумага или папирус. Сможет ли в новой среде носитель, т. е. технологическая среда микроэлектроники, определять формы и масштабы текста? Если так и будет, то с совершенно иными результатами. Книге придется существенно изменить свои формы», – пишет Константин Костюк. Состоится ли электронная книга, в каком виде, в каком универсальном надформатном (не зависящим от ридеров) электронном стандарте, сохранит ли электронная книга истинность содержащейся в ней информации, которую сейчас обеспечивает редакционно-издательский процесс, – на эти вопросы мы получим ответы уже в недалеком будущем. Очень хочется верить, что в несметных информационных потоках электронная книга по-прежнему будет оставаться качественным и проверенным источником информации, дополненным своими мультимедийными возможностями в ряду других преимуществ.

Монографию Константина Костюка «Книга в новой медийной среде» нужно обязательно прочитать всем книговедам, редакторам, издателям, библиотекарям, книготорговцам. Наверняка она будет также интересна авторам произведений, сотрудникам электронных медиа, всем читателям, любящим книгу как одно из средств проведения своего досуга. И, конечно, же, всем, кто интересуется вопросами социальной философии и культурологии.

Comments