designbooker (designbooker) wrote in bestsellers,
designbooker
designbooker
bestsellers

«Издательства воспитуемы!»

Или рассказ о презентации книги Елены Герчук «Архитектура книги» в книжном клубе Проект О.Г.И.

12-го декабря в Книжном Клубе «Проект О.Г.И» в рамках Литературной программы Клуба состоялась еще одна презентация книги Елены Герчук «Архитектура книги» (М, ИндексМаркет, 2011).



На этот раз послушать и поговорить с автором собрались не только дизайнеры-графики, но и люди, которые любят Книгу, по-настоящему ценят ее, люди, неравнодушные к тому, что происходит с Книгой сегодня. Неоднократно поднимался вопрос о переходе книги в новый, электронный вид. О том, должна ли она в этом случае оформляться как-то иначе, и что вообще будет дальше с «живой» печатной книгой.
Автор, Елена Герчук, рассказала о том, как начать думать о книге, зачем эта книга понадобилась ей самой как автору и художнику. А потом отвечала на вопросы из зала. Вот некоторые из них.



- Как должна выглядеть книга с точки зрения оформления, чтобы ее можно было назвать удачной?

Елена Герчук: Как книга выглядит – это вопрос не первый. Важнее - как она устроена. Достойные книги дивно устроены, в них легко можно найти все, что ты хочешь. Их можно открыть на любом месте и все будет понятно. А выглядеть она должна так, чтобы было понятно, что это за книга, вот и все.   

- Какая целевая аудитория у «Архитектуры книги»?

Елена Герчук: Она многогранна. Конечно, это учебник, т.к. там много такого, что нужно знать профессионалу, поэтому – студенты. Она может быть нужна арт-директорам, издательствам, даже авторам. Автор, прочитав книгу, должен задуматься, что именно он, автор, хочет от издательства и зачем? Есть такое «Я хочу!» - хочу книжку синюю, хочу картинку на обложку;  а - «Зачем?». Зачем вам эта картинка, зачем синий цвет? Часто автор просто не представляет себе, как много дизайнер может сделать для его книги.

- Как при планировании книги автор думает о тираже? Или о тираже думает только издатель?

Елена Герчук: Это вопрос целевой аудитории. Целевую аудиторию должен определить автор. А дело издателя – эту аудиторию правильно посчитать.

- Что бы Вы сказали человеку, который книгу еще не читал? Почему надо прочитать эту книгу?

Елена Герчук: Работа над книгой - это работа над текстом, это анализ текста, это работа с редактором. В книге развивается теория Владимира Ивановича Рывчина, которую он применял в своей работе над учебниками, но, по моему мнению, она применима ко всем книгам вообще. Ко всем до единой. Она заключается в следующем: есть текст, любой – словесный, нотный, математический, не важно. Все остальное, что в книге есть, это то, что этот текст обслуживает. Дополняет, расширяет, связывает с другими книгами, с глобальным информационным контекстом. Именно этим должен заниматься художник книги. Не только формат, цвет, обложка, переплет. Слова тоже. Но над словами работает редактор. Значит, художник должен работать в тесном контакте с редактором, чтобы связать, дополнить и расширить текст.

- Эта книга об организме, о цельном, живом организме печатной книги. Но ведь не обязательно отправлять художнику весь макет, весь текст в 900 страниц, достаточно отправить только содержание, структуру текста.

Елена Герчук: Это вопрос перераспределения ролей. Вы говорите не про художника, а про, простите, верстака. Художнику нужно отправлять весь текст, обязательно! Если художник посмотрит все 900 страниц, он может усмотреть там иные возможности, о которых, может, и не подумал редактор. Может, что-то можно сделать лучше.

- Часто издательства грешат тем, что все там делается по отдельности. Отдельно художник, отдельно автор, отдельно редактор, отдельно макет, отдельно обложка - все отдельно. И от этого книга, ее восприятие, разваливается. Особенно часто так происходит в крупных издательствах.

Елена Герчук: Издательства воспитуемы! И это – отдельная работа. Просто надо с ними работать.

- А как быть в случае с электронной книгой?

Елена Герчук: Здесь нет противоречий. Электронная книга будет так же устроена, по тем же законам. Когда она будет. Пока – это не книга, это приспособление для чтения текста.

- Вы в Вашей книге много и доказательно пишете, что художник должен все структурировать,  связывать и т.д. А вот при чтении, например, электронных книг читатель может легко сам менять кегль, шрифт, как угодно. Где же важность связности художественного оформления?

Елена Герчук: Да, это важно! Пока эта функция работает во вред книге. У меня есть старая привычка читать через плечо все что нужно и не нужно, в метро, например. Так вот, я часто просто глазам не верю, когда вижу, как там человек все поменял, кегль увеличил втрое, сделал «выключку по формату» так, что промежутки между словами стали больше самих слов, и прочее. Это же невозможно читать!

- Печатную книгу люди будут ценить, пока у них есть привычка держать ее в руках. Что, на Ваш взгляд, нужно для того, чтобы живую книгу не выпустили из рук?

Елена Герчук: Происходит естественный процесс эволюции книги. Из века в век книга меняется. Когда-то она была на папирусе, когда-то на пергаменте, потом на бумаге, сейчас она переходит в электронный вид. И ничего страшного в этом нет. Другое дело, что сейчас электронная книга не обладает всеми теми качествами, которыми обладает печатная. Если электронная книга их освоит и еще добавит какие-то свои собственные достоинства, то пусть она будет! И пусть тогда она заменит собой привычный нам печатный формат. Почему это плохо?

- Будет ли у «Архитектуры книги» второй тираж?

Елена Герчук: Да, второй тираж будет. Мы уже обсуждали это с Ивой Лебедевой, генеральным директором издательства «ИндексМаркет». Вносить какие-либо изменения и дополнения в переиздание я не планирую.

- Елена! Читая книгу, понимаешь, что ее написал не просто художник, а художник-мыслитель, художник-философ! Спасибо Вам большое! Книга действительно очень важная, нужная и интересная!
Мы с удовольствием присоединяемся к этим словам! Еще раз поздравляем Елену, издательство и всех наших читателей с выходом этой замечательной книги! Творческих Вам успехов!


Перейти на страницу с описанием «Архитектура книги»



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments